Слушание музыки дома. Музыкальные образы вместе с классиками
Благотворное влияние музыки великих композиторов известно всем. И даже родители, от классики далекие, нередко стремятся приучить своих детей к прослушиванию Моцарта или Чайковского. Однако не всякая классическая музыка одинаково полезна: она может быть тяжела для восприятия даже взрослого, подготовленного слушателя. Поэтому, прежде чем вводить ребенка в «мир прекрасного», стоит тщательно отобрать звучащий репертуар.
Чем отличается классика для детей от «взрослой» музыкальной программы? Во-первых, настроением. Произведение может быть веселым или лиричным, но угнетающим, зловещим – никогда.
Второе важное отличие детской музыки – конкретность сюжета. Большинство детских произведений – посвящение определенному событию или даже существу. Эта особенность открывает широчайший простор для фантазии.
«Весело-грустно». Людвиг ван Бетховен
Самое первое, доступное даже двухлетнему малышу понимание музыки – это её настроение, мажор и минор. Небольшая композиция Бетховена «Весело-грустно», состоящая из попеременно сменяющих друг друга мажорной и минорной тем, словно специально создана для музыкальной игры с малышами.
Если соотнести радостные звуки мажора с понятием «день», а тихий минор обозначить как «ночь», то старая игра приобретает совершенно новое наполнение. Пусть ваш ребенок потанцует под мелодию «дня» и «уснет», когда услышит ночь. Затем обсудите: что ещё мы делаем, когда светит солнышко? Умываемся, одеваемся, завтракаем, играем и гуляем. Как мы это делаем? – активно. А как мы ведем себя, когда нам хочется спать? Медленно, потягиваемся, зеваем.
«Полет шмеля», Н.А.Римский-Корсаков
Визуальное восприятие музыки отлично получается тренировать на пьесах о животных. Вот уж где образное мышление развивается по максимуму! Предложите ребенку не просто слушать музыку, а представить себе загаданное животное, движущееся в ритм мелодии. После чего создайте его визуальный образ.
Например, прекрасных шмелей можно изготовить по принципу помпона: дайте ребенку картонную заготовку в виде бублика, которую он с удовольствием обмотает жёлтыми и черными нитками, затем обрежьте края и приклейте глазки из пуговок. Привяжите к получившемуся насекомому тонкую нить и устройте ему головокружительный полёт! Эффект двойной: прослушивание классики плюс упражнение на мелкую моторику.
«Карнавал животных», Камиль Сен-Санс
Этот цикл произведений может стать занятием не на один день. В него входят 12 пьес, создающих образы разных животных: «Королевский марш льва», «Куры и петухи», «Антилопы», «Черепахи», «Слон», «Кенгуру», «Аквариум», «Персонажи с длинными ушами», «Кукушка в глубине леса», «Птичник», «Ископаемые», «Лебедь».
Дайте ребенку прослушать композицию и рассказать о «выступавшем» животном: какого оно размера, какое по характеру. Попросите показать, как оно двигается под звучащую музыку. Не ожидайте, что ребенок сможет угадать животное по одной лишь музыке – дайте ему подсказку: «Слышишь, как тяжело ступает? Наверное, это кто-то очень большой» или «Вот, как скачут. Маленькие и шустрые насекомые…».
Рассмотрите изображения животных в книжках и интернете. Обратите внимание ребенка на выразительность характеров, человечность проявлений. Придумайте с ребенком танец для зверя, который будет передавать его характер и совпадать с музыкой.
Пусть ребенок нарисует животное таким |