В наше время, когда чуть ли не каждый день появляются новые изобретения, гаджеты, научные открытия, справиться с возрастающим потоком информации сможет тот, кто умеет её перерабатывать, отсеивать лишнее и усваивать нужное. Логические навыки, знание цифр и чисел, времени и пространства необходимы современному человеку, чтобы быть всегда в курсе нового и интересного. Усваивать и перерабатывать информацию, выделять главное, строить логические связи помогают детям логико-математические навыки. Развивать и совершенствовать их в дошкольном возрасте призваны математические уголки в детских садах.
Стремительное развитие науки, высоких технологий в наши дни требует от образовательных учреждений нового подхода к обучению подрастающего поколения. Они должны не только вооружать детей знаниями и умениями, но и формировать жизненные компетенции, без которых в современном мире невозможно стать успешным и востребованным:
- желание учиться, усваивать новое, заниматься саморазвитием и самосовершенствованием;
- умение применять полученные знания на практике, используя их наиболее рационально;
- умение творчески, нестандартно преобразовывать информацию, искать новые пути решения задач, которые ставит перед человеком жизнь.
Начинается эта работа ещё в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Современные примерные образовательные программы провозглашают одной из важнейших задач дошкольного учреждения формирование всесторонне развитой, творческой, стремящейся к активному познанию окружающего мира личности. Немаловажной составляющей всестороннего развития ребёнка является логико-математическое. И, в свою очередь, зоны логико-математического развития (математические уголки) являются необходимой частью общей развивающей среды в ДОУ.
Задачи, которые преследует организация математического уголка в группе детского сада:
- Обогатить развивающую среду группы материалами и оборудованием, направленными на формирование математических представлений. Развивать мышление детей не менее важно, чем способствовать их физическому или речевому развитию.
- Упорядочить работу по формированию математических представлений детей. Собрав в одном месте все игры, систематизировав пособия и литературу по математике, воспитатель имеет возможность и проводить целенаправленную работу с малышами, и делиться опытом с коллегами, что способствует дальнейшему пополнению и совершенствованию развивающей среды группы. Кроме того, педагог видит, каких материалов в уголке достаточно, а что следует изготовить, обновить. Если игры и оборудование хранятся в разных местах, бессистемно, вести их учёт и своевременно пополнять гораздо труднее.
- Повысить интерес детей к занятиям разнообразной деятельностью, связанной с математикой. Яркое, занимательное наполнение уголка обязательно привлечёт внимание даже тех детишек, которые не проявляют интереса к организованной деятельности по ФЭМП, и позволит развивать их математические способности исподволь, косвенно: к примеру, если ребёнок любит рисовать, то ему можно предложить разукрасить изображение домика, рыбки, дерева, сложенное из геометрических фигур, называя каждую фигуру («А теперь давай раскрасим этот треугольник — крышу. Какого цвета она будет?») или «оживить» силуэт цифры («Эта двойка похожа на уточку, нужно только дорисовать ей клюв, глазки и лапки»). Некоторые дети гораздо быстрее схватывают информацию, которая подаётся не как главная, а как второстепенная, что и используется во время творческой и игровой деятельности в уголке математики.
- Способствовать развитию одарённых детей, удовлетворять их повышенную потребность в познании нового. Для этого в уголке математики должны находиться материалы, которые «опережают» возраст воспитанников. Например, в средней группе, где дети согласно программе знакомятся с цифрами и числами от 1 до 5, можно разместить карточки с занимательными изображениями цифр 0, 6–9, которые непременно заинтересуют самых любознательных «математиков». Воспитатель должен пояснить тем детям, кто проявит интерес, что это за цифры, какому количеству предметов они соответствуют (тут помогут математические пазлы, лото), похвалить детей за внимательность, пытливость. В старшей группе опережающему развитию воспитанников будут способствовать подборки логических упражнений: задач-шуток, на сообразительность, на развитие памяти и внимания, а также всевозможные головоломки.
- Способствовать появлению у детей потребности не только в действиях с игрушками, забавах, развлечениях, но и в играх, где требуется проявить мыслительные способности, интеллект, раскрыть смысл таких игр: добиться победы, стать первым благодаря своим знаниям, уму, смекалке.
- Формировать умение организовывать своё свободное время, выбирать занятие по интересам, заниматься любимой деятельностью вместе с товарищами, помогать им в овладении умениями (выложить узор из фигур, последовательность, соотнести число и цифру).
- Развивать мыслительные процессы, сообразительность, находчивость, воспитывать самостоятельность, организованность и даже смелость. Иногда робкие, нерешительные дети не отвечают на занятии, потому что боятся ошибиться, неуверены в себе. В математической игре они проявляют себя и дают воспитателю возможность оценить их реальные знания и умения. Ответив правильно в ходе игры, получив поддержку педагога и товарищей, дошкольники (особенно старшие) нередко избавляются от боязни быть высмеянными за ошибку и начинают активно вести себя на занятиях.
Проект "Элементарная математика".