После трех уже поздно?
«После трех
уже поздно» – это название известной книги Масару Ибука. Само название уже
содержит смысл книги, но ее стоит прочитать хотя бы для того, чтобы глубже и
детальнее понять эту идею, прочувствовать ее.
Я абсолютно согласна с М. Ибука, что все будущее ребенка закладывается не
просто в детстве, а именно до трех лет. К сожалению, автор больше говорит о
том, почему надо усиленно заниматься воспитанием ребенка именно до трех лет, но
не очень много сообщает о том, как именно это сделать. Вот некоторые идеи:
Развитие речи.
Если вы хотите, чтобы ваш малыш рано и хорошо научился говорить, то вам
придется на некоторое время стать попугаем. Пока ребенок еще не говорит, не
молчите! Преодолейте свою лень и описывайте все свои действия, описывайте все,
что вы видите вокруг. Пример: «Сейчас я накрываю на стол. Видишь, какая у тебя
красивая голубая тарелка?»
Не говорите с малышом на детском языке. Все эти «сюси-пуси» ему совершенно не
нужны. Говорите на нормальном языке, которым вы обычно пользуетесь. Потом
малышу будет сложно понять, почему «би-би» надо называть машинкой, и
соответственно будет сложно переучиться.
Вы должны повторять не только слова, но и целые фразы, пока ваш ребенок их не
запомнит и не начнет употреблять в речи. Когда ребенок уже более-менее говорит,
он допускает ошибки типа «мой носки», «твоя круг» или «Дядя Толя сказала».
Важно не повторять его ошибок вслух, а четко произнести правильный вариант «мои
носки», «твои круг», «Дядя Толя сказал».
Опасности вокруг
Точно так же не молчите, если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился
распознавать опасности и избегать их в раннем возрасте. Каждый раз, переходя
дорогу, твердите: «Дорога – это опасно. Возьми маму за руку. Ты видишь – едет
машина? Машина может задавить, и будет очень больно».
Да, вы рискуете показаться себе занудой, вам самой будет очень скучно, но вы
научите своего ребенка на всю жизнь, как надо переходить дорогу. (Моя дочь в 2
года и 8 месяцев уже сейчас говорит мне каждый раз, когда мы переходим дорогу:
«Мама, быстрее, прыгай на тротуар».)
Или, например, каждый раз, ставя кружку с горячим чаем на стол, говорите: «Ты
видишь, идет пар, значит – горячо. Осторожно, это опасно».
Помощь в домашних делах.
Опять же, если вы хотите, чтобы ребенок в будущем вам помогал, то надо начинать
действовать в самом раннем возрасте. Бессмысленно оберегать маленьких принцев и
принцесс от любой, даже самой несложной работы, а потом удивляться, что они в
школьном возрасте не хотят помочь вам помыть посуду.
Как только ребенок начинает понимать простые фразы типа «принеси-подай», пора
приучать его помогать вам. Можно начать с самого простого: например, попросить
отнести какой-нибудь предмет на кухню и выбросить в мусорное ведро. Вот
увидите, ребенок будет делать это с удовольствием, потому что для него это
игра.
Также до трех лет его можно научить убирать свои игрушки в коробку, в шкаф или
под диван. Сначала можно убирать игрушки вместе, чтобы ребенок вам помогал.
Через несколько дней можно начать убираться вместе, а потом уйти в другую
комнату, чтобы малыш закончил дело самостоятельно. Затем можно добиться того,
чтобы ребенок убрал игрушки по требованию. При этом можно сказать, например:
«Как я буду с тобой рисовать? Здесь такой беспорядок. Нужно убрать игрушки».
Когда вы приучите ребенка убирать свои игрушки, он часто будет делать это по
своей инициативе. Возможно, сейчас вам проще и быстрее убрать игрушки самой, но
в один прекрасный день вам захочется, чтобы ребенок это делал сам, а тогда
добиться этого будет значительно труднее.
И, естественно, хвалите ребенка, не уставайте повторять: «Ты моя помощница/мой
помощник!»
Общение с другими детьми.
Учите ребенка, как вести себя с другими детьми. Например, в песочнице внушайте
ему идею о том, что надо делиться, иначе с ним никто не будет играть. У всех
детей бывает период, когда они не делятся игрушками, но тем не менее, если вы
будете разговаривать с ним, объяснять ему, насколько лучше и выгоднее для него
делиться, то этот период у него пройдет быстрее.
У вас – свои дела
Ребенок, когда немножко подрастет и будет в состоянии объяснить, чего он хочет,
должен понять, что у вас могут быть другие дела, кроме него. Совершенно не
обязательно нестись из кухни в комнату по первому зову ребенка (если он,
конечно, не хочет есть, пить, спать или в туалет). Если, к примеру, он кричит вам,
чтобы вы с ним порисовали, то вы должны твердо сказать: «Я сейчас занята, я
приготовлю еду и приду».
Таким образом вы сбережете свои нервы и приучите ребенка к мысли о том, что он
– совсем не центр вселенной (к сожалению, ему придется об этом узнать рано или
поздно). К тому же ребенок должен уметь играть один и оставаться один, это
важно для его умственного развития.
Заключение.
Сейчас много говорят о раннем развитии. Мне кажется, важнее всего не то, как
рано ребенок научится читать, писать, говорить на иностранных языках, и не то,
сколько знаний в него успеют вбить до школы и в школе. Важнее всего – чтобы он
рос счастливым и уравновешенным человеком с хорошим характером.
Тогда у него в жизни все сложится.
Автор статьи: Анастасия Марьина |