Контроль за поставленными звуками.
Для того,
чтобы работа по автоматизации и дифференциации поставленных звуков была
эффективной, проходила в более короткие сроки необходимо осуществлять контроль
за поставленными звуками постоянно.
Учитель-логопед
в начале учебного года отражает в индивидуальных, рабочих тетрадях информацию о
тех звуках, которые у ребенка нарушены и над которыми они будут работать в
течение одного или двух лет. Длительность периода работы над звуками в
значительной степени зависит и от родителей.
Как же
проходит работа над тем, чтобы ребенок начал говорить правильно те звуки,
которые у него нарушены?
Постановка
звуков проводится в определенном порядке, которого учитель – логопед строго
придерживается. Например, нельзя осуществлять постановку сразу двух звуков,
если положение органов артикуляции разное (звук [С] – язычок внизу, звук [Ш] –
язычок вверху), да еще и сами звуки оппозиционные (свистящие и шипящие). А вот
работать параллельно над постановкой звуков [С] и [З] можно, так как это звуки
одной группы – свистящие.
Прежде, чем
приступить к постановке звука, проводится предварительная работа. Это развитие
моторики артикуляционного аппарата (укрепление мышц губ, щек, языка) и
параллельно проводится работа по развитию фонематического восприятия (умение
слышать ребенком правильно все звуки речи). Задача родителей на данном этапе,
выполнять вместе с ребенком артикуляционную гимнастику (в системе). Упражнения
учитель-логопед записывает в рабочей тетрадке, пояснения к выполнению
упражнений может дать учитель-логопед или воспитатель. Работа по развитию
фонематического восприятия заключается в том, что родители проводят с ребенком
игры, упражнения на различение звуков («Угадай, чья песенка»), определение
позиции звука в слове, выполнение звукового анализа слова.
Следующий этап
– постановка нарушенных звуков. Эта работа проводится учителем – логопедом с
помощью специальных приемов. Здесь помощь родителей не нужна и может даже
навредить, потому что родитель может делать попытки научить ребенка
самостоятельно правильно выговаривать нарушенный звук, и научит его делать это
неправильно.
Одним из самых
длительных этапов, как правило, является автоматизация поставленных звуков. Вот
на этом этапе помощь родителей ребенку просто неоценима.
Задача
родителей заключается в том, чтобы, выполнять задания логопеда в рабочих
тетрадях – разучивать стихи, пересказывать небольшие тексты, содержание которых
наполнено именно тем звуком, который в данный момент необходимо
автоматизировать. Родитель должен контролировать, чтобы ребенок правильно
произносил автоматизируемый звук во время выполнения всех заданий. Но,
все-таки, самым главным является то, чтобы взрослый постоянно осуществлял
контроль за поставленным звуком в свободной речи ребенка (в играх, в диалоге
ребенка с окружающими, в свободной деятельности). Делать это надо тактично, в
спокойной форме. Если это начальный этап автоматизации, то ребенку можно
напомнить о положении органов артикуляции: «Язычок, вверху» (автоматизация [Л,
Ш, Ж]) или «Губки улыбаются, язычок внизу» (автоматизация свистящих звуков).
Если же этот прием не помогает, родитель должен показать образец правильного
произношения звука в слове: «Петя, повтори за мной – СССОБАКА». Взрослый
выделяет автоматизируемый звук из ряда других звуков в слове, произносит его
более длительно и четко. Когда автоматизация звуков у ребенка проходит более
долгий период, то родителю достаточно напомнить «Говори правильно!» Ребенок
сразу же понимает, что надо исправить неправильное произношение.
Период
автоматизации звуков длительный и сложный. Ребенку необходимо сломать стереотип
неправильного произношения, который сложился у него на протяжении нескольких
лет. Навык самоконтроля у детей формируется только к началу обучения в школе,
поэтому сами контролировать себя они не могут, им постоянно необходима помощь
взрослого. Если данная работа будет проводиться родителями в системе,
целенаправленно, то и звуки будут автоматизироваться намного быстрее. Речь
ребенка будет четкая и понятная для окружающих.
|