- Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому с
первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда.
Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью,
при этом чаще давайте ему возможность видеть ваше лицо, наблюдать за
вашей артикуляцией.
- Говорите с ребенком медленно, короткими фразами;
пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык"
сами и не разрешайте делать это другим взрослым. Нельзя произносить
слова искаженно, употреблять усеченные слова или звукоподражания
("бибика", "ляля", "ням-ням" и т.д.). Не способствует развитию речи
ребенка частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными
суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных по
звуко-слоговому составу.
- Особое внимание следует обратить на слух. Слуху
принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и
своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки,
ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении
слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Необходимо
оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий, а при
заболеваниях органов слуха своевременно их лечить.
- Дефекты звукопроизношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата. Важно
следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы и вовремя
обращаться за консультацией к стоматологу. Так же искажённое
звукопроизношение может быть следствием нарушенного мышечного тонуса
артикуляционного аппарата. В таких случаях необходима консультация
учителя-логопеда и психоневролога.
- Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи.
- Поощряйте любые попытки ребенка заговорить: малыш начнет разговаривать только тогда, когда вы захотите его слушать.
- В том случае если ребенок допустит ошибки, не следует его перебивать,
предоставьте ему возможность закончить высказывание, а затем уже
исправьте его ошибки. Не повторяйте искаженное ребенком слово, а дайте
правильный образец. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным
тоном. Ни в коем случае не ругайте малыша за его плохую речь и не
требуйте от него немедленного верного повтора трудного для него слова.
Такие методы приводят к тому, что ребенок вообще отказывается говорить,
замыкается в себе.
- Каждый день читайте ребенку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил.
- Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.
- Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.
- Некоторые нарушения детской речи возможно исправить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Помните это, не забывайте своевременно обращаться к специалистам.
До новых встреч! |