Что может быть прекраснее и веселее, чем скатиться на лыжах с горки?
Речь идет не о спуске на горных лыжах. Большинство детей прекрасно
обходятся теми лыжами, с которыми ходят на физкультуру в школу. Вот
только съезжать на них с горок, особенно больших, не у всех получается.
Как этому помочь?
Давай, не бойся!
Регулярно катаясь на
беговых лыжах, я часто наблюдаю одну и ту же сцену. На трассе есть
несколько горок, на которые надо с одной стороны подняться, а с другой
спуститься, так как маршрут идет по кругу и ехать против движения нельзя
(представьте, что будет, если один поднимается «лесенкой», а другой
едет сверху на него?). И вот наверху этих спусков постоянно встречаются
дети, которые боятся ехать вниз.
– Давай, спускайся! – кричит мама. – Ну сколько можно стоять?!
– Я не могу! У меня не получится! – чуть не плачет ребенок.
– Да посмотри, все же едут! – убеждает папа. – Давай, не бойся!
Впрочем,
зачастую обходится и без сцен. Ребенок с охотой едет вниз и… на
середине или внизу горы падает. На ровном месте, в идеально прорезанной в
снегу специальной техникой лыжне. И у всех этих детей я вижу одни и те
же ошибки, которые, собственно, и приводят к печальному итогу.
Предлагаю
родителям, оказавшимся в подобной ситуации, не убеждать ребенка
голословными «Сколько можно стоять?», «Посмотри, все едут!», «Не бойся –
и не упадешь». Вместо этого лучше подробно объяснить ему и показать,
как надо спускаться с горки. Как правило, неуверенность ребенка на
спуске связана в первую очередь с тем, что он не понимает, как себя
вести и что делать. На равнине тело двигается примерно как при ходьбе,
это инстинктивное поведение. Для спуска такого инстинкта еще нет, отсюда
и растерянность. Давайте от нее избавляться!
Присядем пониже
Спускаться
надо всегда на согнутых ногах. Прямые колени – такой же прямой путь к
падению. Если колени согнуты, телу легче управлять лыжами и удерживать
равновесие.
Палки и локти надо прижать к телу, корпус слегка
наклонить вперед. Если руки расслабленно висят в воздухе, это нарушает
равновесие. Прижав руки к корпусу, ребенок станет более обтекаемым,
стало быть, менее уязвимым для всяческих центробежных сил и бокового
ветра.
Если хочется слегка притормозить, корпус можно держать
почти вертикально, но колени все равно должны быть согнутыми. Цепляться
палками за снег не надо – от этого малыша развернет и он упадет. Если
страшно, лучше сжаться в комочек.
Чем ниже малыш присядет, тем выше будет скорость, но тем легче будет пройти поворот, если он есть на спуске.
Опираться всегда надо не на носки ступней, а на пятки.
Если
внизу спуска имеется поворот, научите ребенка следующему. Вес тела надо
перенести на пятку той ноги, которая будет внутри поворота. Вторую
лыжу, которая окажется снаружи виража, лучше выставить слегка вперед. А
корпус немного повернуть внутрь поворота. Если вираж совсем крутой, то
можно даже наклониться туда. И ни в коем случае не выпрямлять ноги, не
откидывать корпус вверх или назад на вираже! Если страшно, лучше перед
поворотом, наоборот, сжаться в комочек и присесть – тогда центробежная
сила меньше. Все это можно опробовать и на простых поворотах на
равнине.
Если на спуске есть ровная глубокая прямая лыжня, ехать
лучше в ней – малыш будет катиться как по рельсам. Если лыжня
неглубокая, затоптанная, кривая-косая, кто-то в нее падал и местами ее
разрушил – лучше с горки ехать не в лыжне.
Тормозить на спуске
можно только в начале или в конце, плугом (обе лыжи на внутреннем ребре,
носки вместе – пятки широко расставлены). Когда скорость начинает
набираться, попытка притормозить лыжами закончится падением.
В
любой ситуации на спуске, когда ребенок не понимает, что делать (большая
скорость, бугры), приучите его сгруппироваться и присесть пониже. Так
легче проехать любой сложный участок, кроме того, из такого положения
безопаснее падать, потому что невысоко.
Успешного вам катания вместе с детьми!
Автор: Элина Древина
|