Меню сайта
Категории раздела
Советы специалистов [49]
Советы Айболита [8]
Наши опросы
Как вы оценивате работу педагогов?
javascript:; javascript:;
Всего ответов: 95

Погода
Главная » Статьи » Общий » Советы специалистов

Контроль за поставленными звуками.

Контроль за поставленными звуками.

 

Для того, чтобы работа по автоматизации и дифференциации поставленных звуков была эффективной, проходила в более короткие сроки необходимо осуществлять контроль за поставленными звуками постоянно.

Учитель-логопед в начале учебного года отражает в индивидуальных, рабочих тетрадях информацию о тех звуках, которые у ребенка нарушены и над которыми они будут работать в течение одного или двух лет. Длительность периода работы над звуками в значительной степени зависит и от родителей.

Как же проходит работа над тем, чтобы ребенок начал говорить правильно те звуки, которые у него нарушены?

Постановка звуков проводится в определенном порядке, которого учитель – логопед строго придерживается. Например, нельзя осуществлять постановку сразу двух звуков, если положение органов артикуляции разное (звук [С] – язычок внизу, звук [Ш] – язычок вверху), да еще и сами звуки оппозиционные (свистящие и шипящие). А вот работать параллельно над постановкой звуков [С] и [З] можно, так как это звуки одной группы – свистящие.

Прежде, чем приступить к постановке звука, проводится предварительная работа. Это развитие моторики артикуляционного аппарата (укрепление мышц губ, щек, языка) и параллельно проводится работа по развитию фонематического восприятия (умение слышать ребенком правильно все звуки речи). Задача родителей на данном этапе, выполнять вместе с ребенком артикуляционную гимнастику (в системе). Упражнения учитель-логопед записывает в рабочей тетрадке, пояснения к выполнению упражнений может дать учитель-логопед или воспитатель. Работа по развитию фонематического восприятия заключается в том, что родители проводят с ребенком игры, упражнения на различение звуков («Угадай, чья песенка»), определение позиции звука в слове, выполнение звукового анализа слова.

Следующий этап – постановка нарушенных звуков. Эта работа проводится учителем – логопедом с помощью специальных приемов. Здесь помощь родителей не нужна и может даже навредить, потому что родитель может делать попытки научить ребенка самостоятельно правильно выговаривать нарушенный звук, и научит его делать это неправильно.

Одним из самых длительных этапов, как правило, является автоматизация поставленных звуков. Вот на этом этапе помощь родителей ребенку просто неоценима.

Задача родителей заключается в том, чтобы, выполнять задания логопеда в рабочих тетрадях – разучивать стихи, пересказывать небольшие тексты, содержание которых наполнено именно тем звуком, который в данный момент необходимо автоматизировать. Родитель должен контролировать, чтобы ребенок правильно произносил автоматизируемый звук во время выполнения всех заданий. Но, все-таки, самым главным является то, чтобы взрослый постоянно осуществлял контроль за поставленным звуком в свободной речи ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной деятельности). Делать это надо тактично, в спокойной форме. Если это начальный этап автоматизации, то ребенку можно напомнить о положении органов артикуляции: «Язычок, вверху» (автоматизация [Л, Ш, Ж]) или «Губки улыбаются, язычок внизу» (автоматизация свистящих звуков). Если же этот прием не помогает, родитель должен показать образец правильного произношения звука в слове: «Петя, повтори за мной – СССОБАКА». Взрослый выделяет автоматизируемый звук из ряда других звуков в слове, произносит его более длительно и четко. Когда автоматизация звуков у ребенка проходит более долгий период, то родителю достаточно напомнить «Говори правильно!» Ребенок сразу же понимает, что надо исправить неправильное произношение.

Период автоматизации звуков длительный и сложный. Ребенку необходимо сломать стереотип неправильного произношения, который сложился у него на протяжении нескольких лет. Навык самоконтроля у детей формируется только к началу обучения в школе, поэтому сами контролировать себя они не могут, им постоянно необходима помощь взрослого. Если данная работа будет проводиться родителями в системе, целенаправленно, то и звуки будут автоматизироваться намного быстрее. Речь ребенка будет четкая и понятная для окружающих.

Категория: Советы специалистов | Добавил: админ (10.01.2013)
Просмотров: 2221 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Минипрофиль
Привет:Гость
Миничат
200
Баннер

Статистика
Copyright © 2024 | Конструктор сайтов - uCozЯндекс.Метрика